Day 4. Malta. Cliffs, temples, Blue Grotto

Cart rutsCart ruts
Cart ruts
Клубок доисторических ниток, опутавших Мальту и Гозо...
Древний “перекресток семи дорог”, от которого они разбегаются по всему острову, обрываясь на скалистых утесах и исчезая на дне моря.
Ряды печатных строк, выбитых в камне...
Клочки текста, обрывки фраз, оставленные давно исчезнувшей цивилизацией, но так до сих пор нами и не понятые...
Cart ruts
Cart ruts 
Согласно одной из теорий возраст этих “каменных путей” насчитывает более шести тысяч лет, что делает их старше мегалитических храмов. Их цель и предназначение до сих пор однозначно не объяснены археологами. Каждая колея имеет ширину до 123 см, расстояние между двумя - составляет 137 см. Колеи, в том числе и параллельные, часто сильно различаются по глубине (от 10 до 60 сантиметров). Некоторые ученые полагают, что эти дороги использовались для транспортировки мегалитов от каменоломен к месту строительства храмов. Действительно, многие из найденных борозд находятся рядом с древними карьерами, подобными этому:
Оттуда глыбы могли перевозиться на плоских платформах, которые крепились на специально обработанных известняковых шарах. По другой, более новой теории, каменные колеи являлись искуственными каналами для сбора дождевой воды, которая использовалась для орошения в сельском хозяйстве. Зачем же тогда их вырубали строго параллельно друг другу и только попарно?! Загадка...
Известно о существовании подобной разветвленной системы “колесничных дорог” на территории Персидской империи и Древней Греции. Однако, там причины их создания и методы использования более объяснимы и понятны. В гористой местности высекались колеи шириной 138-140 см, по которым перемещались повозки. Две колесницы, двигавшиеся навстречу друг другу, могли разъехаться только на перекрестках, вероятно, напоминавших так называемый мальтийский “Clapham junction” (на фото).
Cart ruts
Эту систему можно сравнить с современными трамвайными или железнодорожными рельсами, где для перемещения вагона с одного пути на другой используются специальные стрелки. (©Yanis Pikoulas “Road network and Defence”)
Hagar Qim (3600-3200 гг. до н.э.)
Hagar Qim
Hagar Qim
Mnajdra (3600-2500 гг. до н.э.)
Mnajdra
Mnajdra
Mnajdra
В этих храмах было обнаружено много похожих сидящих фигурок, уникальных по своей форме для мегалитической культуры Мальты (ничего подобного не было найдено в других регионах Средиземноморья). Идол или богиня? Мужское начало или женское? Он или она?.. Хочется думать, что это Женщина, Мать-прародительница, плодородная Земля - как источник жизни и любви... “...these figures are not really ‘a-sexual’, but ‘supra-sexual’ “ (G. Zuntz “Persephone”)
“The significance of the figures’ obesity is based on a long tradition dating from the Paleolithic period. The obesity of the Maltese figures may have been a measure of the their sanctity. … The wide hips and narrow shoulders of the Maltese figures certainly are more female than male, no male figures in early art look like the Maltese figures. Red ochre with which the figures were painted, which may have been menstrual blood in its earliest manifestation, is the color of fertility, death and rebirth - the color of the Goddess. … The sex of the figures may have been deliberately left out to concentrate on the most important thing - the fatness and therefore the opulence and sanctity of the figures. … The Maltese figures seem to embody cosmic power and overflowing fullness on a superhuman scale which is beyond dualism, beyond sex. (©C. Biaggi “The significance of the nudity, obesity and sexuality of the Maltese Goddess figures”)
Для архитектуры мегалитических храмов характерно отсутствие прямых линий так же, как и для обтекаемых полных форм статуэток “сидящих богинь”. Складывается впечатление, что очертания этих древних сооружений символически повторяют в пространстве контуры скульптур.
“The shape of the Maltese temples is unique and the main characteristic of this architecture is the absence of straight lines. This is true for the architecture proper of the temple and for the decorations which are based primarily on the spiral motif. The emphasis is on curving lines. This characteristic shape seems to have no counterpart anywhere else in the world. Could it be that the makers of the temples were trying to reproduce in two dimensional form the three-dimensional curves of the body of the Goddess? “These buildings reproduce, in a fixed symbolic form, the body of the Great Mother; as medieval churches reproduce the cross of Christ” (G. Zuntz “Persephone”). … The temples themselves might indeed have represented the cavity of the womb of the Goddess, where people could enter and experience an almost tangible state of communion with Her.” (©G. B. Sorlini “The megalithic temples of Malta. The anthropological perspective”)
Mnajdra
День 4. Мальта. Утесы и каменоломни вокруг да около храмов и Голубой грот
Blue grotto
Каучсерфинг у Джефа, который в 19 лет проехал всю Европу автостопом, в 29 - вылечился от наркомании, а в 41 работает в реабилитационном центре, который спас его 12 лет назад...

Comments