Posts

Day 106. Czech Republic, Prague. Чехия: Прага

Image
Лучшее из того, что я видела в Праге за последние три дня: пианино на вокзале, Фестиваль уличных театров и "висящий Фрейд", больше похожий на персонажа из книг Кафки. "Я люблю чехов за то, что они безбожники..."

Day 96. Armenia, Alaverdi. Армения: Алаверди

Image
По Армении автостопом и на автобусах Часть Армении мы проехали на таких автобусах. Эти оранжевые жуки с газовыми балонами вместо крыльев, вероятно, самые старые обитатели местных дорог. На подъемах они скрипят, трещат и тужатся, а на спусках - летят без тормозов так, что на каждом повороте ты снова прощаешься с жизнью. Если такой тарантул застревает посреди дороги, то мужчины молча выходят его толкать. Потому что все понимают, что иначе никто никогда с этих гор не спустится. А вокруг русские деревни. Полавтобуса - женщины и девушки в платочках. У них голубые глаза и светлые волосы. Это молокане, их остановки - “Лермонтово” и “Фиолетово”. Такое ощущение, что с тех пор, как в XIX веке они переселились сюда из России, ничего в их деревнях не изменилось. "Машина въехала в русскую деревню, и вдруг встали видения и образы Пензы, Воронежа и Орла - бородатые дядьки, белоголовые мальчишки в драных ситцевых рубахах навыпуск, в стоптанных взрослых валенках, избы с подслеповатыми окнами, и да

Day 95. Armenia, Ardvi. Армения: Ардви

Image
По местам фильма "Цвет граната" Ахпат, Санаин, Србанес, Ахтала… Во всех этих монастырях Параджанов снимал “Цвет граната”. Образы из фильма оживают перед глазами - и летящий купол, и мадонна без лица, и книжный рай на крыше. Этот фильм стал для меня ключом к пониманию традиций Армении, и благодаря ему мои впечатления сложились в единый образ. Любой посетитель, входя в монастырь, ступает по могильным плитам. Напротив каждой могилы на стене высечен хачкар (каменный крест). Скрытое в камне прошлое не дает забыть о себе. “В молитвах вспомни о нас и наших великих предках, лежащих у дверей этого святого притвора”, - написано над темным входом в храм. Что это? Культ памяти? Культ смерти? “Сначала с бараном обходят семь раз вокруг церкви, потом его режут, мясо и все внутренности варят в соленой воде, а затем делятся этим с семью соседями”, - рассказывает нам парень из деревни. "Дух язычества подступает к самым дверям божьего дома, куда в праздники приводят овечек, приносят петуш

Day 94. Armenia, Sanahin. Армения: Санаин

Image
Деревенская жизнь в Армении

Day 93. Armenia, Alaverdi. Армения: Алаверди

Image
Алаверди — город медных рудников Алаверди - город, вытянутый вдоль реки. Медные рудники, канатка, горно-обогатительный комбинат. Бедные усталые люди...

Day 92. Armenia, Dilijan. Армения: Дилижан

Image
Заброшенный монастырь Матосаванк Матосаванк, густо покрытый мхом и поросший травой, давно уже превратился в доброго лесного обитателя. На каждый звук он отзывается глубоким эхом из далеких времен и смотрит на мир сквозь деревья, склонившиеся над куполом. Он защищает уставших путников от дождя и ветра и окутывает их таинственной изумрудной красотой. Монастырь Матосаванк (XIII в.)

Day 91. Armenia, Marmashen. Армения: Мармашен

Image
Армянский монастырь на турецкой границе “А в Ани таких тысячи,” — говорит мой спутник. Монастырь Мармашен был создан в X-XIII вв. Он построен в том же архитектурном стиле, что и церкви Ани — древней армянской столицы, покинутой после землетрясения 1319 года. “К XI веку по красоте, количеству своих памятников, по богатству и многолюдности Ани была в числе первых мировых столиц.” Территория, на которой находятся руины Ани, была захвачена Турцией в 1921 году. Из Мармашена видна турецкая граница, но проход через нее запрещен… Рядом с монастырем сохранилось основание языческого храма. "Церкви эти совершенны, но у меня сложилось ощущение, что в армянах, построивших эти совершенные церкви, живет дух язычества. ... В Армении много развалин языческих храмов, ни один из них не сохранился, не выдержал испытания двух тысячелетий. Но дух язычества сохранился, дух язычества не обратился в развалины, он выдержал испытание тысячелетий." (В. Гроссман "Добро вам") Прямо над монаст