Day 3. Malta. Rabat
“Павименты впервые появились у греков, выкладываемые с искусством, выработанным на основе живописи, пока такое искусство не вытеснили литостроты. Самым знаменитым в этом роде искусства был Сос, который в Пергаме выложил так называемый асаротос ойкос, который называется так потому, что он из маленьких кубиков, окрашенных в разные цвета, воспроизвел, словно так и оставленные, остатки от трапезы на павиментах и все что обычно выметается. Замечателен там голубь, пьющий воду и затемняющий ее тенью от своей головы. Другие голуби греются на солнце и чистятся, усевшись на краю кантара.” (Плиний “Естественная история”) Соса относят к первой половине II в. до н.э. Эта датировка представляется убедительной, поскольку город Пергам строился Эвменом I и Атталом I, т. е. во второй половине III в. до н.э., а копия мозаичной эмблемы Coca (с голубями) на Делосе датируется концом II в. до н.э. Асáротос óйкос (греч. ασάρωτος οίκος) — «неподметенная (неметенная) комната» (или «зал»); слово «ойкос» часто употребляется в значении «столовая (комната, зал)» и, судя по содержанию мозаики (остатки пищи на полу), здесь имеет именно это значение (обычное, главное значение — «дом»).
Кантар (греч.) — обычно чаша для питья, на ножке, с двумя ручками по бокам, поднимающимися от основания чаши (выше ножки) и выступающими выше края чаши; иногда — и крупный сосуд подобной формы (на копиях мозаики Coca с голубями изображается большой глубокий металлический сосуд с двумя свисающими ручками в виде колец). Некоторые считают, что в содержании мозаики Coca отражены народные суеверия, согласно которым не полагалось после еды убирать остатки пищи, упавшие со стола, так как они предназначены для душ умерших, которые хотят не только есть, но и пить — отсюда голуби (символ души), пьющие воду. Эта интерпретация обычно признается маловероятной.
Мозаика Соса была настолько знаменитой, что ее сюжет позднее стал использоваться на территории всей Римской империи: мозаики с сигнатурой Гераклита в Аквилее, три в Тунисе, все датируются от конца I в. до н.э. до VI в. н.э.; на Делосе, в Помпеях, в Вилле Адриана в Тибуре, все датируются от конца II в. до н.э. до первой трети II в. н.э. (Книга 36)
В Рабате в перистиле римской виллы (Domus Romana) сохранилась мозаика с похожим сюжетом, которая предположительно относится к первому веку до н.э.
В Рабате в перистиле римской виллы (Domus Romana) сохранилась мозаика с похожим сюжетом, которая предположительно относится к первому веку до н.э.
Мальту завоевали карфагеняне в начале V века до н.э. С тех пор, благодаря своему географическому положению, Мальта стала не только военной базой на пути между Африкой и Сицилией, но и неким перекрестком между двумя культурами: пунической и греческой. Во время 1-й Пунической войны остров, в гаванях которого стояли корабли Гамилькара, оказался стратегически важным пунктом в борьбе между Римом и Карфагеном. Так описывает нападение римлян на остров в 257 г. до н.э. поэт Гней Невий, принимавший участие в войне: "Переправляется римское войско на Мальту, цветущий остров разоряет, разрушает, опустошает, доводит до конца свое вражеское дело". Однако окончательно завладеть Мальтой римлянам удалось только в начале 2-й Пунической войны в 218 г. до н.э.
Об этих событиях пишет римский историк I в. до н.э Тайтус Ливиус: “From Lilybaeum the consul dismissed King Hiero and his fleet, and leaving the praetor to protect the coast of Sicily, set sail for the island of Melita [Malta] which was held by the Carthaginians. On his arrival, Hamilcar, Gisgo's son, the commandant of the garrison, surrendered himself and nearly two thousand soldiers, together with the town and island. From Melita Sempronius returned in a few days to Lilybaeum, and consul and praetor sold into slavery the prisoners they had made, with the exception of those who were distinguished by noble birth.” (“The History of Rome”, book 21)
День 3. Мальта. Рабат
В Рабате, частично построенном на руинах древнеримского города Melita, сохранились катакомбы III-IV веков, которые находились за городской стеной и использовались для погребения усопших как христианами, так евреями и язычниками.
Интересной особенностью этих катакомб являются круглые столы, высеченные из цельной скалы. Вероятно, они использовались христианами для поминальных агап - так называемых “трапез любви” в память об умерших. "Мы совершаем память святых и родителей наших... Когда совершается память их, мы призываем благочестивых вместе со священниками и угощаем верующих, При этом мы питаем бедных и неимущих, вдов и сирот – так, чтобы празднество наше служило в воспоминание и упокоение души, память которой совершается". (Ориген Александрийский "Толкование на книгу Иова" III в.).
В катакомбах Рима сохранилось множество фресок, относящихся к тому же периоду, что и захоронения в Рабате, и изображающих поминальные агапы. “Несомненно они сложились под влиянием античного культа мёртвых, который получил благодатное освящение и преображение в Церкви.“ (В. Алымов “Лекции по исторической литургике”)
Древняя столица Мальты Мдина - финикийцы называли ее “тихая гавань” (Maleth), римляне - “медовое место” (Melita), арабы - “защищенный град” (Mdina). В Средние века ее переименовали в Città Notabile.
Сегодня этот “безмолвный город” продолжает хранить свои секреты за фасадами дворцов, соборов и церквей. Здесь все, как на картинке. Все для чужого, ищущего открыточной красоты взгляда. Блуждая по узким улочкам, страннице так и не удалось составить карту памяти, разгадать завораживающие знаки прошлого... Город молчал, отгородившись от пытливых настойчивых вопросов толстыми крепостными стенами, так и не выдав своих тайн...
Чтобы попасть из Валетты в Мдину, в XIX веке путешественнику приходилось тратить в дороге около трех часов. В 1870 году, дабы сократить время пути между двумя столицами до получаса, было решено открыть между этими городами железнодорожное сообщение. Уже в декабре 1880-го газета “Мальтийский стандарт” гордо объявила, что “в ближайшем будущем островитяне смогут похвастаться собственной железной дорогой”. Однако этим планам суждено было осуществиться только 28 февраля 1883 года, когда от вокзала Валетты в Мдину отправился первый поезд.
Теперь путешествие из новой столицы в старую составляло всего 30 минут, по будням между конечными станциями курсировали тринадцать составов с местами в первом и третьем классах (Malta Railway).
Но наслаждаться комфортом мальтийцам пришлось недолго. Первыми конкурентами поездов стали трамваи, которые появились на острове в 1903-ем и соединили Валетту с несколькими другими городами. Окончательно же вытеснить рельсовое сообщение на Мальте удалось, как это ни странно, автобусам. В 1931-ом железная дорога официально прекратила свое существование.
Долгое время автобусы на Мальте традиционно красились в разные цвета - в зависимости от маршрутов. Потом все обилие красок сменилось одним цветом - желтым. Сегодня на острове уже не встретишь этих “солнечных” автобусов, их заменили новые, благоустроенные. Дорога от Валетты до Мдины сейчас занимает больше получаса, и весь путь сопровождается постоянной тряской и сигналами раздраженных водителей. И иногда так хочется услышать мерный стук колес паровоза, вернувшегося из далекого прошлого...
Comments
Post a Comment