Day 8. Malta. Cliff walk: Golden bay, Gnejna bay
“Мальта - небольшой остров между Сицилией и Северным побережьем Африки, принадлежала прежде одному из тех рыцарских орденов крестоносцев, которые создались в Иерусалиме после того, как крестоносцы, завоевав всю Палестину, образовали там Иерусалимское королевство с династией Бодуэна Фландрского. Королевство это просуществовало около ста лет и затем снова было завоевано сарацинами. Тогда один из этих рыцарских орденов закрепился на острове Родосе, где и теперь можно видеть постройки рыцарских времен. Но и там этому ордену все труднее и труднее становилось отражать нападения врагов, которыми после сарацинов стали турки. Тогда Римский Папа предложил этому рыцарскому ордену переселиться на остров Мальту. Предложение было принято, и рыцарский орден, получивший затем название Мальтийского, сумел настолько на этому острове закрепиться, что несколько потом попыток турецкого флота его покорить остались безуспешными.” (© Васильчиков И. С. “То, что мне вспомнилось: Воспоминания князя Илариона Сергеевича Васильчикова”)
“В начале XV в. испанский король Карл V - император Священной Римской империи - предложил Ордену передать под его покровительство острова Мальта и Гозо. Однако, он хотел получить что-нибудь взамен. Он не имел в виду деньги, но хотел сбросить со своих плеч тяжелую ношу. Мальта всегда была мишенью для пиратских рейдов, что делало обладание ей еще более бесполезным. Но еще большую головную боль ему приносил Триполи, и он прилагал большие усилия для поддержки этого христианского анклава среди мусульманских государств Северной Африки. Почему бы не передать его защиту рыцарям в качестве оплаты за переселение на Мальту? Эта идея пришла к нему и была им предложена Ордену. Гроссмейстер Л’Иль Адам не обрадовался такому предложению. Он сразу понял, какие проблемы оно принесет. Но он не отказался окончательно. Время шло быстро, и даже само его пребывание на Сицилии зависело от расположения императора. Наконец, он попросил время для того, чтобы собрать сведения о Мальте. Однако, когда он их получил от экспедиции, незамедлительно отправленной на Мальту, то был еще более встревожен.
Остров Мальта, как сообщалось в рапорте, является горой из мягкого песчаника около семи лиг (30 км) длиной и трех-четырех шириной (15 км). Ее пустынная поверхность покрыта 3-4 футами ( ок. 1,5 м) почвы, очень каменистой и непригодной для земледелия. Где это возможно, мальтийцы выращивают хлопок и тмин, которые они меняют на зерно, а также культивируют некоторые фрукты. За исключением нескольких родников, здесь нет проточной воды, и 12 тыс. жителей на Мальте и еще 5 тыс. на Гоцо – по большей части крестьяне, живущие в примитивных деревнях. Здесь есть только один город, являющийся столицей. Для защиты существуют только два замка, где обитатели находят убежище во время пиратских набегов. Представленная мрачная картина имела только одно светлое пятно, рапорт убеждал, что остров Мальта имеет две обширные гавани, способные вместить большое количество галер.
Документ в виде рескрипта Карла V, в настоящее время представленный в Национальной библиотеке Мальты, предоставленный л’Иль Адаму, гласил: «передаются Рыцарям для того, чтобы они могли свободно исполнять свою Священную Обязанность на благо всего христианства и применять свои силы и войска против вероломных врагов Святой Веры, - острова Мальта, Гоцо и Комино в обмен на предоставление ежегодно на день Всех Святых (1 ноября) сокола Карлосу, вице-королю Сицилии». Подразумевался и обязательный, хотя и не отмеченный специально, сомнительный «подарок» в виде Триполи.”(Всемирная история) “В конце сентября 1530 г. члены орденского Капитула во главе с Великим магистром обосновались в г. Биргу - главном городе Мальты. С этого времени иоаннитов стали называть мальтийскими рыцарями. Осваивать новое место жительства они начали с возведения в Биргу госпиталя и нескольких скромных обержей - общежитий для рыцарей. Впоследствии была разработана такая система обороны Биргу, что город мог выдержать мощный напор противника.” (© Энциклопедия “Всемирная история”)
“18 мая 1565 г. турецкий флот из 160 кораблей появился у берегов Мальты и на следующий день начал высадку войск. Так началась “Великая осада Мальты”. Турецкая армия, вместе с примкнувшими позже североафриканскими пиратами во главе со знаменитым корсаром Тургутом (Драгутом), составляла ок. 40000 чел. Мальту обороняли 600 Рыцарей Ордена, ок. 2000 солдат и несколько тысяч мальтийских ополченцев. Осадившим остров туркам за три с половиной месяца ожесточенных боев удалось овладеть лишь небольшим фортом Сент-Эльмо, основные укрепления Мальты продолжали удерживаться Рыцарями Ордена Св. Иоанна и мальтийскими ополченцами. Обе стороны практически исчерпали ресурсы для продолжения борьбы, но окончательно решение об отступлении турецкий главнокомандующий Мустафа Паша принял после того, как на остров высадились 8000 испанских солдат, присланных вице-королем Сицилии. Понесшие тяжелые потери и деморализованные турецкие войска вынуждены были снять осаду и покинуть Мальту.”(Всемирная история)
Одержав победу, рыцари начали по-настоящему обживать остров, а его столицу - город Ла Валетта - строили в соответствии с требованиями военной науки того времени. На Мальте, Гозо и Комино возводились дозорные башни, форты и оборонительные батареи для защиты от турков и пиратов. В середине XVII века гроссмейстер Мартин де Редин создал план по строительству цепи из 14 сигнальных башен на побережье трех островов на случай внезапного нападения. Некоторые из укреплений сохранились и до наших дней.
Помимо охраны Мальты от вражеских набегов, рыцари-иоанниты занимались и другими, менее лицеприятными делами. Подобно пиратам, они бесчинствовали в Средиземном море: разоряли порты, грабили корабли, продавали пленных в рабство. Нередко жертвами таких набегов оказывались еврейские торговцы, которых в то время можно было встретить на любом судне Средиземноморья. Евреи также составляли значительную часть населения портовых городов Леванта, неоднократно подвергавшихся нападениям рыцарей. В период правления ордена иоаннитов на Мальте все еврейское население островов, за редчайшим исключением, составляли рабы. Для иудеев Мальта стала олицетворением ненависти и жестокости христианского мира. Неизвестно, правда ли, что евреи финансировали турков во время осады 1565-го года, но они однозначно были разочарованы исходом сражения. “Мальта и по сей день остается западней и ловушкой для евреев”, - заключил один из историков того времени в своем описании этой битвы.
Типичный случай захвата рабов описывается в книге Иосефа а-Коэна “Юдоль скорби”: “В один из дней 5312-го года (1552-й) рыцари мальтийского ордена, как обычно, вышли в море в поисках наживы. В этот раз жертвами их нападения стали семьдесят евреев, плывших на корабле из Салоник. Рыцари захватили их в плен, привезли на свой остров и потребовали выкуп за освобождение. Эти несчастные люди вынуждены были просить о помощи со всего света прежде, чем им удалось собрать деньги и продолжить свое путешествие”. По прибытии на Мальту рабов помещали в специальную тюрьму в Валетте, из которой на день их отпускали на работу. Ночью же все заключенные обязаны были находиться внутри. Рабов, среди которых были евреи, арабы и турки, продавали на городском рынке. При этом евреев отличали по клочку желтой ткани на головном уборе. Многих из них нещадно эксплуатировали и отправляли на непосильный труд на галеры. До продажи новым хозяевам рабам разрешалось заниматься дневной торговлей в городе, чтобы хоть как-то обеспечить свое существование.
Освободить рабов было не так просто. Зачастую за евреев запрашивался несоразмерно крупный выкуп, поскольку к тому времени слухи об их предполагаемом богатстве достигли и мальтийских берегов. Известен случай, когда владелец 75-летнего раба-еврея, купивший его на рынке за мизерную цену, не смог получить затребованный выкуп. После этого он запер старика в подвале и держал его на воде и хлебе. Через два месяца еврей ослеп и не мог стоять на ногах... (Jewish Virtual Library)
Иоанниты владели Мальтой до 1798 г., когда остров захватил Наполеон Бонапарт. После известия о капитуляции Мальты госпитальеры обратились к русскому императору Павлу I с просьбой принять Орден под свой патронаж. 13 ноября 1798 г. Павел I сообщил о своем согласии принять титул Великого магистра Мальтийского ордена и был торжественно возведен в этот сан. После убийства Павла в марте 1801 г. его преемник император Александр I отказался от союза с Мальтийскими рыцарями.
Типичный случай захвата рабов описывается в книге Иосефа а-Коэна “Юдоль скорби”: “В один из дней 5312-го года (1552-й) рыцари мальтийского ордена, как обычно, вышли в море в поисках наживы. В этот раз жертвами их нападения стали семьдесят евреев, плывших на корабле из Салоник. Рыцари захватили их в плен, привезли на свой остров и потребовали выкуп за освобождение. Эти несчастные люди вынуждены были просить о помощи со всего света прежде, чем им удалось собрать деньги и продолжить свое путешествие”. По прибытии на Мальту рабов помещали в специальную тюрьму в Валетте, из которой на день их отпускали на работу. Ночью же все заключенные обязаны были находиться внутри. Рабов, среди которых были евреи, арабы и турки, продавали на городском рынке. При этом евреев отличали по клочку желтой ткани на головном уборе. Многих из них нещадно эксплуатировали и отправляли на непосильный труд на галеры. До продажи новым хозяевам рабам разрешалось заниматься дневной торговлей в городе, чтобы хоть как-то обеспечить свое существование.
Освободить рабов было не так просто. Зачастую за евреев запрашивался несоразмерно крупный выкуп, поскольку к тому времени слухи об их предполагаемом богатстве достигли и мальтийских берегов. Известен случай, когда владелец 75-летнего раба-еврея, купивший его на рынке за мизерную цену, не смог получить затребованный выкуп. После этого он запер старика в подвале и держал его на воде и хлебе. Через два месяца еврей ослеп и не мог стоять на ногах... (Jewish Virtual Library)
Иоанниты владели Мальтой до 1798 г., когда остров захватил Наполеон Бонапарт. После известия о капитуляции Мальты госпитальеры обратились к русскому императору Павлу I с просьбой принять Орден под свой патронаж. 13 ноября 1798 г. Павел I сообщил о своем согласии принять титул Великого магистра Мальтийского ордена и был торжественно возведен в этот сан. После убийства Павла в марте 1801 г. его преемник император Александр I отказался от союза с Мальтийскими рыцарями.
“Обращение Павла I к ордену иоаннитов на Мальте, при всей своей кажущейся экстравагантности, выявляет особенности личности Павла I, не случайно окрещенного Пушкиным “романтическим нашим императором”. Сейчас трудно обойтись без той обощающе-емкой характеристики миросознания Павла, системы ценностей, им исповедываемой, которую дал А. Г. Тартаковский. Это, прежде всего, идеализация социально-духовных ценностей средневековья, выдвинутая Павлом модель среневекового теократического государства, при всей утопичности самой рыцарской идеи, как таковой, как и возможности ее осуществления в условиях российских реалий. Князь Федор Головкин описывает один из ключевых моментов в истории взаимоотношений Павла I с Мальтийским Орденом, этим уцелевшим осколком объединения рыцарей-крестоносцев. Оказавшийся в тяжелом положении после французской революции, Орден вынужден был искать защиты у глав европейских монаркий. И Павел I в 1797 году принимает Орден под свое покровительство. Как писал А. Г. Тартаковский: “С тех пор Мальта стала оказывать все большее влияние на идеологию павловского царствования..” Но надо отдать должное Головкину, его проницательности, что во всей этой “мальтийской драматургии” он сумел почувствовать в Павле натуру романтически-рыцарскую: “Скажем... - записал граф Федор, - что во всей этой истории могла заключаться великая и красивая мысль, а именно: что государь стал во главе всего дворянства Европы, - в эпоху, когда самые старинные и самые полезные учреждения обрушивались”. (© Федор Головкин “Двор и царствование Павла I”)
“Павел I был умным человеком. Он понимал, что „могущество России будет прирастать" вовсе не Мальтийским орденом. Да и одному из вершителей судеб Европы рыцари ордена Святого Иоанна Иерусалимского вовсе не были нужны как действенный инструмент внешней политики. Не было у Павла и серьезных намерений открыть католицизму дверь в Россию. Хотя в какой-то мере он ее „приоткрыл". В „мальтийстве" Павла проявились амбиции недавнего царского изгоя, только что вышедшего „из тени", стремления явить себя „городу и миру" (России и Европе) в уникальном единстве царя и сакрального лица, стать медиатором между мощью Российской империи и исторически древней, этически значимой традицией средневекового рыцарства, между двумя христианскими конфессиями.” (© Исторический журнал “Гатчина сквозь столетия”)
День 8. Мальта. Прогулка по утесам: от Меллиехи через Golden bay до Gnejna Bay
Comments
Post a Comment