Day 34. Dubrovnik
«С середины XV века на карнавалах в Риме стали устраивать «шутейные бега». В течение восьми дней должны были поочерёдно состязаться в беге ослы, буйволы, старики, дети, юноши, евреи и какой-нибудь простой люд, - по выбору. Вначале для евреев ничего особо оскорбительного в этом не было, просто они, как и все бегуны, угождали пошлому вкусу толпы, но со временем это зрелище превратилось в глумление над ними: распорядители выбирали среди евреев толстых стариков, насильно их кормили и заставляли бежать почти нагишом… На карнавале римлян развлекало ещё одно представление. По городу разъезжали большие повозки, называемые «Джудиата». В них ехали карикатурные еврейские маски, распевавшие скабрезные песенки и разыгрывавшие непристойные мимические сценки» (© Н. Елина. История евреев Италии)
Некоторые исследователи полагают, что подобная традиция существовала и в Дубровнике: «Невероятно жестокие процессии - džudijata - устраивались в Дубровнике уже в XII веке. Во время этих театрализованных представлений главным развлечением толпы было издевательство над наряженной в лохмотья куклой, представлявшей еврея. Ее возили по городу в повозке, запряженной ослом, закидывали гнилыми фруктами и, в конце концов, убивали». (© S. Novak. History of Croatian Literature) Существует также мнение, что еврейские маски появились в Дубровнике в XIV веке и использовались во время пасхальных празднеств. «В 1319, 1320, 1323 и 1329 годах городское управление запретило жителям «намазывать себя углем и наряжаться в костюм еврея», однако еврейские маски были разрешены в пасхальную неделю и после нее в другие годы XIV столетия». (© I. Lozica. The invention of the Giudiata)
Интересно, все же, отметить, что до конца XV века в Дубровнике не было выпущено ни одного закона, регламентирующего статус еврейского населения города. Да и население это было здесь весьма малочисленным, и относились к нему довольно терпимо. Уж точно не как в Риме. Так почему же «джудиата» и почему именно в Дубровнике?.. Загадка…
Завтра у католиков страстная суббота. Странница поедет на острова. На природу - подальше от карнавалов, масок и кукол…
Некоторые исследователи полагают, что подобная традиция существовала и в Дубровнике: «Невероятно жестокие процессии - džudijata - устраивались в Дубровнике уже в XII веке. Во время этих театрализованных представлений главным развлечением толпы было издевательство над наряженной в лохмотья куклой, представлявшей еврея. Ее возили по городу в повозке, запряженной ослом, закидывали гнилыми фруктами и, в конце концов, убивали». (© S. Novak. History of Croatian Literature) Существует также мнение, что еврейские маски появились в Дубровнике в XIV веке и использовались во время пасхальных празднеств. «В 1319, 1320, 1323 и 1329 годах городское управление запретило жителям «намазывать себя углем и наряжаться в костюм еврея», однако еврейские маски были разрешены в пасхальную неделю и после нее в другие годы XIV столетия». (© I. Lozica. The invention of the Giudiata)
Интересно, все же, отметить, что до конца XV века в Дубровнике не было выпущено ни одного закона, регламентирующего статус еврейского населения города. Да и население это было здесь весьма малочисленным, и относились к нему довольно терпимо. Уж точно не как в Риме. Так почему же «джудиата» и почему именно в Дубровнике?.. Загадка…
Завтра у католиков страстная суббота. Странница поедет на острова. На природу - подальше от карнавалов, масок и кукол…
День 34. Дубровник.
- Университет. Вот такие существа населяют его:
- Старый город. Синагога. Францисканский монастырь (XIV-XV вв). Доминиканский монастырь. Игра света и тени.
- Галерея современного искусства. Стоило сюда зайти только из-за одной картины – Ivo Vojvodic «Хранитель реликвария»:
Именно такое впечатление оставляют все церковно-католические музеи, да и сами церкви с мощами тоже.
Comments
Post a Comment